Питание

Правила здорового питания

Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр – не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно.

Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.

    Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр – не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно.

    Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.

    Учащиеся в первую смену должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), в школе – горячий завтрак, после окончания занятий – обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а ужин (дома).

    В межсезонье (осень – зима, зима – весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуется обеспечить ежедневный прием отвара шиповника. Рецепт приготовления витаминного отвара из шиповника: 15 грамм сухих плодов шиповника (на 1 человека) промывают в холодной воде, раздавливают, заливают стаканом кипятка и кипятят в эмалированной по суде в течение 10 минут при закрытой крышке. Затем отвар настаивают 3-4 часа, процеживают, дают пить по 1 стакану в холодном или горячем виде (можно добавить сахар). Содержание витамина С в стакане отвара составляет 100 г. Хранить отвар можно не более 2 суток.

    Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.

    Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно получить у медицинского работника школы), необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.

    Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.

Памятка для родителей по организации питания ребенка дошкольного возраста

 

При организации питания ребенка дошкольного возраста следует учитывать следующее:

  • не допускайте, чтобы ребенок переедал или же испытывал чувство голода;
  • научитесь правильно дозировать количество каждого блюда;
  • можно предлагать ребенку пить натощак воду комнатной температуры (несколько маленьких глотков);
  • если ребенок проголодается между завтраком и обедом, желательно предлагать ему сухофрукты, сырые овощи, фрукты, сухарики, галетное печенье, сок с мякотью, фруктовое пюре, кефир,  но не : сладкий чай, булочки, сладкое печенье, бутерброды, конфеты, варенье;
  • если ребенок хочет пить, лучше всего утоляет жажду минеральная вода, отвар шиповника, настои из листьев смородины, земляники, хлебный квас, но не: компоты, кисели,  сладкие напитки;
  • не заставляйте малыша есть через силу. Если вашим детям объяснения не помогают, понаблюдайте за ними, поищите причину (плохое настроение, плохое самочувствие, озабоченность своими проблемами, незнакомое блюдо, нелюбимый продукт, высказанное кем-то отрицательное мнение о еде и т.д.) Не следует наказывать ребенка, лишая его любимой пищи.

     Помните! Дети очень внимательны, они все видят и слышат. Следите за своими репликами о пище. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды все должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребенка это довольно - таки сложное дело.

     Не забывайте хвалить детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки.

     Не фиксируйте  во время еды внимание ребенка на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья).

     Очень важно помнить, что:

  • каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него;
  • каждый прием пищи должен начинаться с овощей, лучше сырых, крупно нарезанных, если салатов, то свежеприготовленных;
  • почти в каждом блюде можно найти любимый малышом продукт. Необходимо обратить на него  внимание ребенка, это поможет развить аппетит;
  • лучший способ приготовления еды -  на пару, в духовом шкафу; в собственном соку, с небольшим количеством жира. Это поможет максимально сохранить биологическую ценность  продукта, принесет больше пользы организму, предохранит от кариеса, парадонтоза, колита, дисбактериоза и др.;
  • пища для ребенка дошкольника должна быть не протертая, а в натуральном виде;
  • внешний вид помещения, свежесть воздуха, красивая сервировка стола, спокойная атмосфера – все это помощники хорошего аппетита. 
свернуть

Этикет для детей

К воспитанию детей нужно подходить с раннего детства. В частности это касается правил поведения за столом. Наверно, почти каждый может вспомнить малыша, который за столом ковырялся в каше, размазывая ее по тарелке. Отталкивал тарелки с едой, чавкал. В общем, устраивал из приема пищи целый балаган! На такое поведение нельзя закрывать глаза. Обучение ребенка правилам этикета не самое легкое занятие, но вполне реальное.

К воспитанию детей нужно подходить с раннего детства. В частности это касается правил поведения за столом.

Наверно, почти каждый может вспомнить малыша, который за столом ковырялся в каше, размазывая ее по тарелке. Отталкивал тарелки с едой, чавкал. В общем, устраивал из приема пищи целый балаган!

На такое поведение нельзя закрывать глаза. Обучение ребенка правилам этикета не самое легкое занятие, но вполне реальное. Ведь зная, как себя правильно вести за столом, малыш не попадет в глупую ситуацию в дальнейшем и не подведет своих родителей в гостях.

Начинать обучение можно с годовалого возраста. Для начала достаточно показывать на собственном примере. Ребенок будет смотреть, как поступает мама и непроизвольно ей подражать.

Чем позже позднее вы начнете обучение этикету, тем сложнее ребенку будут поменять свои старые привычки в лучшую сторону. Не затягивайте!

Важные нюансы по подготовке к употреблению еды

Кроха должен знать, что самое важное в подготовке к трапезе- это чистые ручки. Пока он не может помыть их сам, процедура входит в обязанность мамочки.

К двухлетнему возрасту малыш должен уже сам мыть руки перед едой, если он забывает, то задача родителей напоминать ему об этом.

Маленьким мальчикам отец должен показать, что нужно быть джентльменом. То есть маму, сестричку и бабушку надо всегда пропускать за стол первыми, помогать достать что-то тяжелое, оставлять лакомый кусочек. Такое поведение в дальнейшем превратит малыша в настоящую опору для своих близких.

Совсем крошку за столом надо посадить в специальное кресло. Не забывайте, что ребенок должен сидеть на одном уровне со взрослыми, чтобы он мог чувствовать себя полноправным членом семьи. Лучше всего по левую сторону от матери, чтобы в случае чего, она могла помочь крохе.

Кормление всегда должно происходить за кухонным столом. Это отложится у ребенка и поможет ему серьезно относиться к еде и уважать труд старших. Кроме того, дайте четко понять малышу, что нельзя хватать куски, когда мама готовит или накрывает на стол.

А приступать к еде можно только после пожелания домочадцам «Приятного аппетита».

На заметку! На совсем маленького ребенка надевают специальный защитный нагрудник, а колени закрывают салфеткой из ткани. Детям постарше кладут только на коленки тканевую салфетку, а под тарелку бумажную, чтобы вытереть щечки и ротик.

Основные правила поведения дошколят за столом

Наличие норм поведения за столом у крохи очень важно. Но не перегружайте ребенка, пока еще ненужными знаниями. Например, разницей в бокал, ложках и вилках.

  • Приступать к приему пищи, только после того за стол сядут все.
  • Нельзя разговорить с полным ртом. Есть молча, не петь и не кричать.
  • Еда –это не игрушка. Есть спокойно, не кривляться и не баловаться.
  • Локти на обеденном столе недопустимы.
  • Если нужен столовый прибор, то попросить подать его, а не тянуться за ним через весь стол.
  • Всю свою порцию в тарелке нужно съесть.
  • В тарелке нельзя ковыряться руками, а тем более выплевывать еду.
  • Грязные руки и ротик вытирают салфеткой.
  • По окончании трапезы за еду нужно вежливо поблагодарить.
  • Нельзя покидать стол, если присутствующие еще не доели. Уйти можно с разрешения взрослых.

Как приучить пользоваться приборами

С 3 лет ребенка можно начинать обучать пользоваться не только ложкой, но и вилкой. Но нельзя оставлять его одного с этими приборами. А с 5- 6 лет можно начинать учить пользоваться ножом. А чтобы обучение проходило в более веселой форме, крохе можно подарить свой набор столовых примеров, например, украшенный веселыми фигурками из полимерной глины.

Малыш должен четко запомнить, что вилку держат в левой руке, а нож в правой. Первые блюда едят из глубокой тарелки, а вторые из мелкой.

Правила пользования ножом для рыбы, кокотницей, десертными ложками лучше оставить для школьного возраста.

Кроме того, в этом возврасте ребенок должен разбираться в общих чертах, какие продукты едят руками, какие с помощью столовых приборов.

Ребенка от 5 лет и старше можно начинать обучать правилам сервировки стола.

На заметку! В гостях за стол принято первыми садиться за стол взрослым. Детям обычно предусмотрен отдельный стол. Объясните это малышу, чтобы он спешил расположиться за столом.

Общие советы

  • Исключите назидательный тон, говорите мягко, рассудительно, но настойчиво. Постарайтесь заинтересовать ребенка, чтобы он сам хотел узнать побольше.
  • Тщательно следите за своими манерами, не позволяйте себе не соблюдение этикета за столом. Ведь личный пример –это лучший урок.
  • Проводите обучение в игровой форме. Можно взять любимых кукол, солдатиков, мягких игрушек и устроить им праздничный ужин. На их примере показать, как правильно себя вести. Пусть малыш сервирует игрушечный стол и будет ответственным.
  • Начиная с двухлетнего возраста ребенка можно привлекать к подготовке трапезы. Он может красиво разложить салфетки, расставить тарелки и чашки, принести хлеб. Совместная работа родителей и малыша очень сближает.
  • На примере мультфильмов и красочных книжек подробно разбирайте правила этикета за столом. Такой способ хорошо откладывается в памяти ребенка.
свернуть

Меню выходного дня для детей

Чтобы питание детей в выход­ные дни отвечало физиологическим нормам, родители должны знать, сколько и каких продуктов ребён­ку необходимо получать в течение дня в зависимости от его возраста, уметь правильно распределять их по приёмам пищи, сочетать блюда, выдерживать режим, принятый в дошкольном учреждении.

    В питании детей используются различные сорта мяса: говядина, птица (кроме уток и гусей), кро­лики, молодая баранина, для старших детей — нежирная свинина в рубленом виде. В отдельные дни включают сосиски, однако важно помнить, что физиологическая ценность их ниже, чем натураль­ного мяса. Можно рекомендовать новые виды колбасных изделий: сосиски детские, диетические, школьные. Следует использовать и такие ценные растительные белковые продукты, как горох, фасоль, соя. В них много витами­нов группы В, витамина Е, много калия и других минеральных

веществ. В те дни, когда нет до­статочного количества мяса или рыбы, включают блюда из бобовых: гороховый суп-пюре, гарнир из зелёного горошка и т.д. Повы­сить содержание животного белка можно также за счёт неострых со­ртов сыра и плавленых сырков.

Не рекомендуется давать детям более одного яйца в день. Избыток белков может вызвать аллергические реакции, а высокое содержание лецитина действует возбуждающе на нервную систему. Рыбу дают чаще, в том числе морскую.

   Чтобы разнообразить питание де­тей в выходные дни, нужно следить за меню детского сада на протяже­нии недели и дома готовить другие блюда. Принимая во внимание, что в выходные дни дети старше трёх лет больше бывают на воздухе, в меню для них больше включается мяса, рыбы, масла сливочного, сыра и других продуктов.

    В выходные дни особое внимание обращают на вторые блюда, которые не всегда могут быть приготовлены в детском учреждении: кабачки, голубцы, котлеты из рыбы, блюда из печени и т.д. Из овощных блюд выбирают блюда, которых не было в меню дошкольного учреждения.

    Для выполнения нормы белка дают творожное блюдо. Творог лучше да­вать в натуральном виде с фруктовой подливой, со сливками или сметаной, молоком, мёдом. Хлеб нужно давать пшеничный и ржаной.

На завтрак детям дают винегрет с яйцом, мясом или сельдью. Мож­но приготовить омлет с тушеным шпинатом. Дополняют завтрак молоком или кисломолочными про­дуктами. Очень ценны натуральные витаминные напитки: дрожжевой, морковно-молочный, из шиповни­ка, морс из чёрной смородины.

В выходные дни детям можно дать выпечку, сладкие фруктовые напитки, желе, мороженое. Они более полезны, чем пирожные.

В детском питании необходимо си­стематически использовать разноо­бразные сезонные овощи и фрукты.

 

 

 

Примерное меню выходного дня

Наименование блюд

 

Вариант 1.

 

     Завтрак:

  • Каша геркулесовая молочная
  • Бутерброд с маслом и сыром
  • Чай с молоком

 

     Обед:

  • Салат из капусты с морковью
  • Суп картофельный с зеленым горошком
  • Запеканка картофельнаяс мясом
  • Сок томатный
  • Хлеб ржаной

 

     Полдник:

  • Пирожок с повидлом
  • Кефир

 

     Ужин:

  • Вареники ленивые с маслом
  • Кисель из сока
  • Яблоко

 

 

 

 

Примерное меню выходного дня.

Наименование блюд

 

Вариант 2.

 

     Завтрак:

  • Каша пшенная молочная с маслом
  • Бутерброд с маслом
  • Кофейный напиток с молоком

 

     Обед:

  • Салат из капусты с маслом растительным
  • Борщ с картофелем
  • Биточки из говядины
  • Гарнир: пюре картофельное
  • Компот из кураги
  • Хлеб ржаной

 

     Полдник:

  • Фрукты свежие
  • Ватрушки с повидлом
  • Молоко

     Ужин:

 

  • Пудинг творожный с изюмом и соусом молочным сладким
  • Булочка
  • Чай с молоком

 

 

 

 

 

 

 

Примерное меню выходного дня.

Наименование блюд

 

Вариант 3.

 

 

      Завтрак:

  • Запеканка манная с яблочным соусом
  • Бутерброд с маслом
  • Кофейный напиток с молоком

 

     Обед:

  • Салат свекла с яблоками
  • Суп картофельный с горохом
  • Котлета из говядины(паровая)
  • Картофельное пюре
  • Компот из сухофруктов

 

     Полдник:

  • Печенье
  • Молоко

 

     Ужин:

  • Рыба, тушенная с овощами
  • Хлеб ржаной
  • Чай с лимоном
 

 

свернуть
О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования