Советы дефектолога

«Говорите правильно»

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.

     Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?».  Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.

     Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен.

     Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.

свернуть

Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми

 

 

 

 Важно, чтобы родители заботились о своевременном речевом развитии ребенка, обращали внимание на ее чёткость и правильность.

 Ведь, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче излагать свои мысли.

 Ваш малыш будет увереннее в себе, своих действиях, словах в общении с друзьями.

Чем правильнее речь, тем активнее происходит его всестороннее развитие. Любое нарушение речи  может повлиять на развитие  и поведение ребенка.

 Вырастая, ребенок осознает свой недостаток, становится нерешительным, молчаливым, стеснительным.

 Родители должны сделать всё возможное, для своего малыша!

 С первых минут появления на свет ребенка, общайтесь  с ним правильно, следите за своей речью, она должна быть четкой, неторопливой, спокойной.

 Предметы нужно называть, полностью проговаривая звуки, не искажая слова, не "сюсюкать".

 У человека речь формируется постепенно, это не врожденная способность. Она формируется одновременно с общим развитием ребенка. Многие родители зачастую в недоумении:

 «Почему малыши плохо говорят?»

 Большое значение для развития речи имеет состояние его высшей нервной деятельности, т.е. психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), его физическое состояние. Также негативно отражаются на становлении речи разного рода болезни (особенно на часто болеющих детей), наследственный фактор, ухудшенная экология, скудное питание, взаимопонимание в семье и др. Они ослабевают организм ребенка, снижают его психическую активность.

Как в домашних условиях помочь малышу, когда вас беспокоит, что он мало говорит, а по нормам возраста должен больше?

  1. Всё свободное время разговаривайте с ребенком;
  2. Привлекайте внимание к своим губам, особенно на первый звук. Выговаривайте его отчётливо. Дайте губы потрогать. Произносите этот звук, обращая внимание на его артикуляционный уклад.
  3. Покупайте ребенку мыльные пузыри, вертушки, свистульки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, все, что с помощью ветра "играет".

 Так вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука.

  1. Говорите сами выразительно и правильно, не торопливо. Речь произнесена должна быть спокойно.
  2. Комментируйте его и свои действия. Например:

«Сейчас мы пойдём за одеждой и будем на прогулку одеваться. Что ты наденешь: штаны или шорты, красную или зеленую футболку?».

 Малыш вынужден ответить не жестом, а словом, особенно если предметы  находятся на уровне глаз, на верхней полке. Побуждайте к речи!

«Мы одели футболочку, штанишки, теперь будем обуваться! Принеси туфли и т. д.»

  1. Занимайтесь играми для пальчиков (частью двигательного центра в коре головного мозга является речевая зона, т. о. мышление находится на кончиках пальцев);

 — играйте в мозаику, «лего», раскладывайте по цветам пуговицы, перебирайте фасоль, крупы, лепите из теста, пластилина любые поделки и т. п.

  1. Делайте малышу массаж рук, особенно кончики пальцев и ладошки, периодически повторяя.
  2. Будьте терпеливыми родителями, повторяйте по 5 раз и больше.
  3. Любое занятие подкрепляйте позитивными эмоциями, до того как ребенок устанет, заканчивайте упражнения. Следите за временем и занимайтесь 10-15 минут, не больше, несколько раз в день. Увлекаясь, родители затягивают занятие на 40 минут и более… Ребенок уже не концентрирует внимание, он устал. Это время – для Вас! Спустя 15 минут, отдохните, переключите его интерес, сходите погулять на свежий воздух или поиграйте.
  4. Провоцируйте речь ребенка на сильных эмоциях, к примеру, если ребенок просит что-то, сделайте вид, что не понимаете его, объясните, что нужно попросить, проговорите, как надо сказать, он повторит за вами.
  5. Если малыш не произносит начальный звук, возьмите его ладошку и произнесите первый звук четко, усилив воздушный поток на ладонь малыша.

 Например: слово — «СОБАКА», где в его произношении ребенок первый звук «С» не воспроизводит.

 Вы дуете звук С_______ в этом слове немного протяжнее на ладошку — «С___ОБАКА», Малыш почувствует этот холодный ветерок. Теперь попросите самому сказать на свою ладошку тоже с ветерком…(какой ветерок у каждого звука – подскажет логопед, проконсультируйтесь, и речь будет формироваться правильно).

  1. Расскажите вашему малышу, где «живет голосок».

 Посадите его себе на колени, прижмите к груди и спокойно говорите или пойте. Ребенок почувствует вибрацию голоса в вашей грудной клетке. Когда вы молчите – голоса нет, когда говорите или поёте – голос есть. Поиграйте с ребенком в игру «Включи голосок»

  1. На начальном этапе развития речи займитесь подражанием звуков, которые воспроизводят игрушки, машины, животные.

 Например: мышка — пи-пи__________, часы – тик-так________,

 машина ж-ж______, водичка бежит с-с________, камарики звенят – з-з________, кошечка мурлычет мур-мур _ и так далее.

  1. Развивайте память, произвольное внимание.

 Повторяйте, что вы делали с утра (к примеру, умывались, завтракали, что кушали на завтрак, с какой игрушкой играли, чем занимались на прогулке)

  1. Главное: занятия должны быть регулярными, не забывайте малыша хвалить за успехи, если что-то сказал.
  2. Читайте вслух потешки, стихи, сказки, пересказывайте сказки.
  3. Игра должна присутствовать всегда: например, возьмите 3 предмета, 2 машинки (куклы) спрячьте под платок, одного оставьте – кого не хватает? и т.д. Сейчас есть в продаже много развивающих книг, они помогут вам в организации речевых и дидактических игр. Выбирайте книги, соответствующие возрасту и развитию вашего малыша.
свернуть
поделиться в: